Коррида по-вьетнамски.
О том, что любимым развлечением граждан социалистического Вьетнама являются
петушиные бои, я узнал еще в Москве - от вьетнамских торговцев, собирающихся в
кафе «Красная река» неподалеку от Савеловского рынка. Они же рассказали, что
развлекаться подобным образом во Вьетнаме запрещено, потому что петушиные бои -
не просто развлечение, а в первую очередь азартная игра, где выигрывают и
проигрывают деньги, что с социалистическим образом жизни совершенно
несовместимо. Что ж, всегда интереснее побывать на каком-либо запрещенном
мероприятии, чем на разрешенном. Тем более, что у любого бывшего советского
человека, как правило, большой личный опыт по части всякого рода «несовместимых»
занятий. И я решил его употребить по приезде во Вьетнам.
Подтверждением тому, что петушиные бои властями, мягко говоря, не
приветствуются, стало поведение вьетнамских товарищей, сопровождавших нашу
маленькую журналистскую группу в поездке по стране. На расспросы о петушиных
боях и просьбы сводить на них они вяло отвечали в том духе, что действительно
сохранилось еще кое-где такое негативное явление, и даже соглашались помочь
увидеть его, но вся их помощь оказывалась по существу вязким и по-восточному
деликатным саботажем - в указанных местах о петушиных боях и слыхом не слыхивали
и делали удивленные глаза. Пришлось предпринять собственное расследование и
пойти прямо в народ.
В ходе длительных расспросов на рынках, в кафе, на стоянках такси выяснилось,
что народ о петушиных боях знает. Но о том, где и когда они конкретно
происходят, имеет весьма смутное понятие. Или просто не хочет говорить. В конце
концов в одной из портовых пивных города Нячанга поиски увенчались успехом - мои
безрезультатные приставания к посетителям заметил мужичок средних лет в прикиде
«нового вьетнамца» (наиболее характерной деталью была массивная золотая цепь с
медальоном в виде «плэйбоевского» кролика). Узнав, что мне нужно, он
подозрительно спросил: «А коммунистам не заложишь?»
После моих (искренних) заверений в том, что ни в жисть не заложу и что
коммунистов вообще на дух не переношу, было взято несколько бутылок пива, и
разговор зашел непосредственно о петушиных боях. По ходу дела выяснилось, что
отец моего нового знакомого пострадал как раз из-за петушиных боев - петухов
конфисковали, а отца посадили. Допили пиво, и вьетнамец сказал: «Ладно, поехали,
поищем». И оценил свои услуги в 25 долларов. Мы сели на его мотороллер и поехали
искать.
Искали довольно долго - заезжали в какие-то мастерские, склады, дворы и
закоулки, даже в массажные кабинеты, и везде мой «гид» вел с самыми
разнообразными личностями таинственные переговоры. Объясняется все это тем, что
места проведения петушиных боев постоянно меняются. Из соображений конспирации,
естественно - информация о месте и времени действа передается заинтересованным
лицам по цепочке через верных людей. Но все равно бывают проколы - власти,
например, могут получить сведения, что у кого-то во дворе собралось много
народа, и тогда появляется полиция.
В итоге мы приехали в небольшую деревушку километрах в пятнадцати от Нячанга.
Мой мужичок подошел к группе мальчишек, пошушукался с ними, потом к какой-то
бабульке, сидевшей на лавочке, опять пошушукался. Затем мы уже явно
целенаправленно направились к массивным воротам, за которыми оказался большой
двор, заполненный людьми (только мужчины и мальчишки, женскому полу на петушиных
боях появляться заказано). Мне было велено подождать, после чего провожатый
вступил в новый раунд переговоров, время от времени указывая на меня пальцем.
Вернувшись, вьетнамец сообщил: «Я за тебя поручился, сказал, что ты - хороший
человек».
Мы пробились к центру двора, где толпой был уже образован круг диаметром
примерно в три метра. Здесь же стояло несколько корзин со знаменитыми петухами.
Петухи, как мне объяснили, - специальной бойцовой породы. Покупают их еще
птенцами - по 4-5 долларов за штуку. На бои начинают выставлять по достижении
трех лет. Заканчивается же спортивная карьера бойца лет в восемь. Кормят
неочищенным рисом, перемешанным с мелко порезанным мясом. Постоянно тренируют им
ноги - привязывают груз. Бои происходят только весной - в брачный период.
Взрослого петуха купить практически невозможно: очень дорого - до 500 долларов.
Именно поэтому почти никогда не допускают, чтобы поединок закончился гибелью
кого-нибудь из бойцов - слишком накладно. На клювах у петухов специальные
насадки, чтобы не повредили ни сами клювы, ни друг друга. Бой одной пары длится
10-15 минут и состоит из нескольких раундов по три-четыре минуты. В перерывах
хозяева-«секунданты» массируют своих подопечных, прыскают на них водой, в общем,
все очень похоже на спорт человечий. Как только один из петухов начинает сдавать
- садиться на землю, забиваться в угол или убегать, бой сразу же прекращается, и
«рефери» объявляет победителя. Смертельные бои случаются только в том случае,
если игроки в крайней ажитации поднимут ставки до суммы, превышающей цену самого
петуха. Но это бывает редко, хотя деньги во время боев (турнир обычно состоит из
15-20 поединков) проигрываются и выигрываются немалые - как мне рассказали,
бывает, что проигрывают все вплоть до собственных жилищ. Правда, ставки делают
люди, как правило, очень небедные - по крайней мере, по вьетнамским стандартам.
По моим наблюдениям, вьетнамцы - люди довольно спокойные, по-азиатски
невозмутимые. Но во время петушиных боев они совершенно преображаются -
подпрыгивают, размахивают руками, корчат совершенно невообразимые гримасы и
издают даже не крики, а истошные вопли, в которых присутствует вся гамма чувств
- от безудержной радости до столь же безудержного отчаяния.
Да, видно, вьетнамцы справедливо имеют репутацию самых азартных людей в
Юго-Восточной Азии. Даже репрессивные меры коммунистических властей не помогают.
Петушиные бои запрещены 15 лет назад, на первый раз нарушителю грозит
конфискация петуха и выигрыша, попавшемуся во второй раз - до трех лет тюрьмы.
Власти пытаются отучить своих азартных граждан от петушиных боев не только с
помощью репрессий, но и с помощью всякого рода суррогатов. Например, в сельских
районах под Хошимином проходят бои буйволов, где денежных ставок нет,
буйвола-победителя съедают всем обществом, а его хозяину дают почетную грамоту.
Есть еще бои аквариумных рыбок и соловьев - там ставки грошовые, и играются в
эти игры в основном дети.
Но и почетные грамоты, и детские игры - весьма хилая замена петушиным боям, этой
«корриде» по-вьетнамски, отдушине, вызову и народному наркотику.
Что ещё посмотреть:
Достопримечательности Вьетнама
Отдых во Вьетнаме
Курорты Вьетнама
Отели Вьетнама
Туры во Вьетнам
Погода во Вьетнаме
Фото Вьетнама
Столица Вьетнама
Поездка во Вьетнам
Виза во Вьетнам
Карта Вьетнама
2025 © Vietnam-Map.ru