МУЗЕЙ ТЯМОВ
Самой лучшей достопримечательностью Дананга (а возможно, что некоторые скажут и
единственной) является Музей тямов (Бао Танг Тям). Музей был основан в 1915 г.
Французской Школой Изучения Дальнего Востока (Ecole Francoise d’Extreme Orient)
и обладает наилучшей коллекцией тямской скульптуры в мире. Многие образцы резьбы
по камню (алтари, линга, Гаруды, Ганеши и изображения Шивы, Брахмы и Вишну)
являются абсолютно ошеломляющими; это место вы захотите посетить еще и еще.
Стоит взять знающего экскурсовода (редкость в этих местах) для осмотра.
Музей тямов расположен вблизи пересечения улиц Нывыонг и Батьданг и открыт
ежедневно с 08 до 11 и с 13 до 17. Входная плата 2 доллара – убедитесь, что вы
отдали деньги уполномоченному лицу в билетной кассе, а не предприимчивому
садовнику.
Путеводитель по музею на трех языках, написанный его директором Чан Ки Фыонгом,
самым выдающимся вьетнамским исследователем цивилизации тямов, дает превосходное
представление об искусстве Чампы.
В него также включена информация о музейных экспозициях. Буклет под названием
Музей скульптуры тямов – Дананг и Bao Tang Dieu Khac Cham Da Nang (Издательство
на иностранных языках, Ханой, 1987 г.) обычно продается там, где и билеты.
Искусство тямов делится на два основных периода. До X в. оно было очень
эмоционально экспрессивным, отражающим контакты с культурой находящейся за морем
Индонезии. С Х в. по ХIV в., когда Чампа вступила в период упадка из-за
бесконечных войн с вьетнамцами, искусство тямов попало под влияние кхмеров и
стало более формальным.
Экспонаты музея, датирующиеся VII-XV вв., были найдены в Донгзыонге (Индрапуре),
Кхуонгми, Мишоне, Чакьеу (Симхапуре), Тхап Маме (Бинь Динь) и других местах, в
основном в провинции Куангнам - Дананг. Залы музея названы по месту обнаружения
находок, представленных в них.
Повторяющимся образом в искусстве тямов является Уроджа – «Мать страны», которая
дала рождение династиям, правившим Чампой. Уродже, чье имя означает «женская
грудь» на языке тямов, поклонялись в форме сосков, которые часто можно увидеть в
тямской скульптуре. Также повсеместным является изображение линга – фаллического
символа Шивы, который стал особенно заметным после контакта тямов с индуизмом.
Верования в религии тямов (и таким образом, в архитектуре и скульптуре) были
навеяны махаяна-буддизмом в начале IV в. Помимо чисто индийских элементов, в
искусстве тямов прослеживается яванское, кхмерское и дайвьетское (вьетнамское)
влияние.
Четыре сцены, вырезанные вокруг основания алтаря VII в. Чакиеу, рассказывают об
эпизоде из эпического сказания «Рамаяна» в стиле, подверженном влиянию
южноиндийского стиля амаравати. Сцена А, в которой имеются 16 образов,
рассказывает историю о царевиче Раме, который сломал священный лук Рудра в
крепости Видеха и таким образом победил царя Джанака и получил право жениться на
его дочери царевне Сите. Сцена В, в которой также содержится 16 персонажей,
изображает послов, посланных царем Джанака к отцу царевича Рамы царю Дасаратхе в
Айодхью. Посланцы сообщают царю Дасаратхе о подвигах его сына, передают ему дары
и приглашают его приехать в Видеху на свадьбу к сыну. В сцене С (содержащей 18
персонажей) показана царская свадьба (из них три брата царевича Рамы, которые
женятся на трех двоюродных сестрах царевны Ситы). В сцене D изображены 11 апсар
(небесных девушек), танцующих и дарящих цветы новобрачным под руководством двух
музыкантов-гандхаров, которые появляются в начале сцены А.
Что ещё посмотреть:
Достопримечательности Вьетнама
Отдых во Вьетнаме
Курорты Вьетнама
Отели Вьетнама
Туры во Вьетнам
Погода во Вьетнаме
Фото Вьетнама
Столица Вьетнама
Поездка во Вьетнам
Виза во Вьетнам
Карта Вьетнама
2025 © Vietnam-Map.ru