Гонги народов плоскогорья Тэйнгуен - нематериальное наследие
человечества
25 ноября 2005 года компетентной комиссией ЮНЕСКО было принято решение внести
гонги народов плоскогорья Тэйнгуен в список нематериального наследия
человечества. Таким образом, это второй после дворцовой музыки бывшей столицы
Хюэ фольклорный жанр искусства Вьетнама, который был признан частью мирового
культурного наследия. Решение ЮНЕСКО еще раз засвидетельствовало о богатстве и
уникальности вьетнамской культуры, а также о необходимости сохранять и развивать
ее на более высоком уровне.
Точная дата появления гонгов в быту народов, населяющих это ветреное и солнечное
плоскогорье, и связанных с ними народных обрядов не известна. По некоторым
источникам можно предположить, что гонги появились в этих местах довольно рано,
еще в период существования так называемой Донгшонской культуры (3500–4000 лет
назад), известной своими бронзовыми барабанами.
Гонги широко используются в традиционных обрядах народов всех пяти провинции
плоскогорья Тэйнгуен: Контум, Жалай, Даклак, Дакнонг и Ламдонг. Хозяевами этой
уникальной культуры являются аборигены-представители народностей, населяющих
плоскогорье: таких как бана, седанг, мнонг, жарай, эде, ромам и др. Гонги тесно
связаны с жизнью местного населения и является своеобразным выразителем языка их
души. При помощи гонга можно выразить радость, грусть и другие чувства,
связанные с трудом и обыденной жизнью людей. Вся человеческая жизнь в этих краях
проходит под аккомпанемент музыки гонгов. С самого первого обряда «продувания
уха», проводимого по случаю рождения ребенка, и до обряда «покидания могилы»,
устраиваемого после смерти человека, он слышит звуки гонгов. На гонгах играют во
время религиозных церемоний, во время свадеб и традиционного Новогоднего
праздника, новоселий, после завершения строительства нового общинного дома ронг,
во время проводов солдат на фронт, встречи их домой и, конечно, во время
праздника победы. Гонги являются также языком общения между человеком и богами.
Согласно верованиям местного населения, в каждом гонге живет дух. Сила и власть
этого духа растет со временем. Таким образом, чем древнее гонг, тем сильнее его
дух. Гонги традиционно считаются ценностями, символом могущества и власти их
владельцев. Было время, когда один гонг оценивался в стоимость 2 слонов или 20
буйволов. Образ аборигенов плоскогорья Тэйнгуен, пьющих вино через бамбуковые
трубочки из общего сосуда и танцующих вокруг огня под аккомпанемент гонгов во
время праздника, создает экзотическую, почти сказочную атмосферу. Звуки гонгов
играют важную роль в исполнении народных эпосов и лирических произведений
народностей плоскогорья Тэйнгуен, отличающихся романтичностью, величественностью
и героичностью.
«Играй на гонгах самых высоких тонов, играй на гонгах самых низких тонов. Играй
так, чтобы ветром музыка разносилась по всей земле. Играй так, чтобы звуки
гонгов были слышны всему миру. Играй так, чтобы звуки проникали через расщелины
в деревянном полу и стелились по земле. Играй так, чтобы звуки просачивались
через щели в крыше и летели к небу. Играй так, чтобы обезьяны на деревьях, забыв
держаться за ветки, падали на землю. Играй так, чтобы нечистые силы забыли
творить зло людям. Играй так, чтобы мыши забыли рыть норы в земле, чтобы змеи не
могли ползти, чтобы зайцы дрожали, чтобы олени забыли щипать траву. Играй так,
чтобы все остальные звуки стихли, и осталось только звучание гонгов, наигранное
нашим героем Дам Шаном…» Так была описана сила музыки гонгов в народном эпосе
«Дам Шан».
Существующее на величественном плоскогорье Тэйнгуен не одну тысячу лет искусство
игры на гонгах у местных народностей достигло вершины совершенства. Музыкальные
произведения, исполняемые местными жителями на гонгах, чрезвычайно разнообразны
и богаты по содержанию и по форме. У каждой народности, в каждой общине
искусство игры на гонгах имеет свои отличительные черты. Гонги могут
использоваться как соло, так и в группе, включающей от 2 до 12, а порой и до
18-20 инструментов разных размеров и положения, как, например, у народности
жарай. В этом случае все гонги выставляют по порядку так, что образуется целый
ударный оркестр, который может исполнять довольно сложные музыкальные
произведения. В таком оркестре каждый музыкант отвечает только за один гонг.
Существует два вида гонгов с выпуклостью в центре или без нее. Музыканты должны
тренироваться друг с другом так, чтобы игра всего оркестра была слаженной и
гармоничной и выражала все нюансы чувств. У каждой народности имеются свои
мелодии для воспевания красоты природы или выражения стремлений и чувств
человека, например, у народности жарай самыми известными являются мелодии хуан,
трумванг, а у народности бана – сачанг, сакапо, атау, торой.
Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура, выступая с речью на церемонии
признания гонгов высокогорного плато Вьетнама Тэйнгуен частью нематериального
наследия человечества, сказал: «Я лично наслаждался музыкальными произведениями
народов Вьетнама, исполненными на гонгах, и видел эти уникальные музыкальные
инструменты. Это отличительная и уникальная черта вьетнамской культуры, которая
достойна быть признанной частью нематериального культурного наследия всего
человечества».
Почти во всех населенных пунктах на плоскогорье имеются профессиональные мастера
игры на гонгах, выступающие во время традиционных народных праздников
Что ещё посмотреть:
Достопримечательности Вьетнама
Отдых во Вьетнаме
Курорты Вьетнама
Отели Вьетнама
Туры во Вьетнам
Погода во Вьетнаме
Фото Вьетнама
Столица Вьетнама
Поездка во Вьетнам
Виза во Вьетнам
Карта Вьетнама
2025 © Vietnam-Map.ru