Боевые искусства Вьетнама
Теоретики вьетнамских боевых искусств уводят историю их создания к периоду
основания государства, а первое поселение на территории нынешнего Вьетнама
возникло в 2876г. до н.э. Пожалуй, более реальным можно считать X-XI вв. н.э.,
когда там, где ныне находится северный Вьетнам, возникло государство, которое
называлось то Нма-вьет, то Дайковьет, то просто Дайвьет - то есть Великий Вьет.
Великое Вьетнамское государство росло и крепло в непрерывных войнах как с
горными племенами или соседними кхмерами, так и со своими соседями -
южновьетнамским государством Тямпа, которое было окончательно покорено и
присоединено к Вьетнаму только в XV-XVI вв., и Китаем на севере. Военных походов
Китайской империи на Вьетнам было много, иногда они срывались, иногда китайцам
на какое-то время удавалось захватить и поработить страну.
Длительное общение такого рода со Срединной империей заставляло Вьетнам с одной
стороны, постоянно уделять внимание обучению и подготовке войск, а с другой -
активно заимствовать у Китая многие детали его государственной структуры,
философии, социально-политической организации и культуры вообще. Из Китая, к
примеру, пришла во Вьетнам система государственных экзаменов, которые необходимо
было сдавать при поступлениии как на гражданскую, так и на военную службу.
Будущий военный чиновник, естественно, должен был владеть не только кистью, но и
мечом, и в программу подготовки воина в качестве вспомогательной дисциплины,
позволяющей постигнуть основы оружейного боя, входил бой кулачный.
Начиная с XI в. в столице страны городе Тханглаунге (нынешний Ханой)
существовала академия (или университет) боевых искусств, где готовили
мастеров-наставников, получавших диплом доктора военных наук. Вне зависимости от
своего происхождения поступающий в университет должен был сдать 11 вступительных
экзаменов. Обучение продолжалось 3-5 лет и заканчивалось выпускными экзаменами.
Это же время славится и обилием турниров и состязаний кулачных бойцов, и
созданием большого количества трактатов по боевым искусствам, наиболее известным
из которых, пожалуй, был «Линь Нам Во Кинь» («О вьетнамском искусстве боя»),
созданный в XVI в.
Естественно, боевым искусствам учили и в семейных школах, и - не так широко как
в Китае - в буддийских монастырях. О народных стилях боя вьетнамской старины
известно существенно меньше, но традиция исполнения воинских танцев дожила до
нашего времени. В тот период весь комплекс боевых искусств носил название «во
туат» («искусство кулачного боя») или «вьетводао» («боевой путь вьетов»).
Много новых боевых искусств появилось в XVI-XVIII вв., когда Вьетнам был
практически расколот на несколько государств. Для развития боевых искусств
ситуация была очень благоприятной. Особенно много школ боевых искусств возникло
начиная с 1771г., во время восстания тэйшонов, когда была первая серьёзная
попытка вновь объединить страну. Базой восставших была провинция Бинь Динь, где
до сих пор боевые искусства наиболее развиты.
В начале XIX в., после подавления восстания, страна всё-таки была объединена и
получила своё нынешнее название. Однако объединённая страна просуществовала
недолго, и в период с 1858 по 1884 гг. была завоёвана Францией, став её колонией
на 70 лет. В период колонизации боевые искусства ушли в подполье, и традиция их
передавалась главным образом по линии семейных школ, где мастера-наставники
передавали своё искусство от отца к сыну. Обучение было секретным, и ученики
давали присягу о неприменении боевого искусства по малым поводам и о
неразглашении его тайн.
Возрождение традиций вьетнамских боевых искусств связано с именем Нгуен Лока
(1912-1968). Родом из провинции Шонтэй (ныне - пригород Ханоя), Нгуен Лок был
потомственным мастером, открывшим в 1938 году первый клуб во туат, где могли
заниматься все желающие, в том числе и иностранцы. Свою платную школу он назвал
«вьетводао вовинам», что означает «наилучшие из вьетнамских боевых искусств»,
или «боевой путь вьетов «Гордость народа».
В 1945 году состоялась первая публичная демонстрация приёмов вьетводао в Ханое,
а уже в следующем году клубы вьетводао распространились по всему северному и
центральному районам страны. После смерти Нгуен Лока выбранный им преемник Ле
Шанг собрал в Сайгоне большой совет мастеров для разработки плана
распространения вьетнамских боевых искусств по всему миру. В 1972 году была
создана Европейская федерация вьетводао, а в 1980 - Всемирная, президентом
которой является Фам Хоанг.
Сейчас Всемирная федерация вьетводао со штаб-квартирой в Париже объединяет 30
стран (из входящих в её состав федераций самые сильные - французская и
итальянская). 90% клубов, входящих в эту федерацию, практикуют вовинам. В состав
федерации входят и такие школы, как «тхань лонг» - «зелёный дракон», «хан бай» -
«белый журавль», «чан минь лонг» и «нгуен чунг хоа». Последние две - семейные,
их названия происходят от имён основателей.
В самом Вьетнаме наиболее известны три школы - вовинам, ким ке и бинь динь.
Помимо них существует ещё около тридцати школ поменьше, как традиционных так и
созданных в новейшее время. Кроме того, есть ещё так называемые
китайско-вьетнамские стили.
Нгуен Лок создавал свой стиль как на базе местных школ во туат провинции Шонтэй,
так и на основе трактата «Линь Нам Во Кинь». Приёмов в вовинам насчитывается
несколько тысяч. Особенно большое значение придаётся техникам работы ногами. Это
и подсечки, и блоки, и выполняемые на разных уровнях «ножницы», и удары в
прыжках, и атаки завершающиеся прыжками на противника. В ближнем бою бьют
пальцами, локтями, коленями и головой. Широко применяются броски, удушения,
болевые приёмы на суставы, подсечки и подножки.
Ким ке означает «золотой петух». Как петух поменьше всё время уворачивается от
атаки и стремится зайти своему противнику во фланг, так и адепты ким ке
предпочитают стремительные уходы с линии атаки в сторону или вперёд за
противника, прыжки и кувырки, финты и уловки вроде притворного отступления,
нырки под атакующую руку или ногу. Петухи часто подскакивают, чтобы ударить всей
массой тела. И в ким ке есть знамениты удар двумя ногами в прыжке с места в
голову или в грудь. Пальцы рук согнуты наподобие когтей петуха, ими выполняются
цепляющие и вырывающие удары по глазам, горлу, паху или мышцам, особенно - по
подмышечной впадине. Размашистые удары ребром ладони напоминают удары крыльями.
Ногами в этом стиле бьют в основном по рёбрам, позвоночнику, коленным суставам,
в пах. Широко используются разнообразные подсечки и подбивы, выполняемые в
основном с разворота. Пускают в ход и зубы: ими перекусывают сухожилия на руке
противника, захватив её; вырывают из его тела куски мяса; перегрызают горло.
Стиль этот очень быстр, и лучшей обороной в нём считается нападение.
Бинь динь с самого начала разрабатывался как военно-прикладная система
подготовки кадров армии или ополчения, ибо провинция Бинь Динь (современная
Нгиабинь) была регионом, часто подвергавшемся иностранным нашествиям. Считается,
что этот стиль был создан применительно к особенностям конституции вьетнамца -
его малому (даже по меркам окрестных народов) росту и весу, высокой ловкости и
подвижности. Поэтому боец бинь динь постоянно находится в движении. Он переходит
из одной позиции в другую, уклоняется, приседает, прыгает резко меняя
направление своего движения, темп и ритм боя. Предполагается, что противник
бойца бинь динь - невьетнамец - обладает большей физической силой и большей
массой. Возможно - и габаритам. Потому такая манера ведения боя заставляет его
«мазать» по адепту бинь динь и вынуждает открыться в момент неудачно
проведённого удара. Вот тут-то и следует или контратака по атакующей руке или
ноге, или встречаня атака по паху или рёбрам. Мощного противника можно сбить
только сильным ударом двумя ногами сразу в прыжке. Поэтому «летящие» удары
развиты и в этом направлении вьетнамских боевых искусств.
Помимо оригинальных, собственно вьетнамских стилей боя, во Вьетнаме достаточно
много направлений боевых искусств, которые можно было бы назвать
китайско-вьетнамскими. Эти школы с давних пор существовали на территории
Вьетнама среди этнических китайцев и ассимилировались так же, как и их носители.
Кроме того, после прихода к власти в Китае коммунистов и образования КНР часть
китайских мастеров боевых искусств эмигрировала и во Вьетнам. В основном
китайско-вьетнамскими стилями являются мэйхоа (мэйхуацюань), винчун (юнчуньцюань)
и ряд других.
Что ещё посмотреть:
Достопримечательности Вьетнама
Отдых во Вьетнаме
Курорты Вьетнама
Отели Вьетнама
Туры во Вьетнам
Погода во Вьетнаме
Фото Вьетнама
Столица Вьетнама
Поездка во Вьетнам
Виза во Вьетнам
Карта Вьетнама
2025 © Vietnam-Map.ru