Южная страна гор и рек
Благодаря внешним очертаниям Вьетнам часто сравнивают с коромыслом, нагруженным
тяжелыми корзинами риса, собранного на полях в долинах двух могучих рек — Хонгха
(Красная) на севере и Меконга на юге. Авторство этого сравнения оспаривается, и
многие вьетнамцы даже полагают, что оно впервые появилось в… советской
публицистике! Как бы то ни было, эта метафора стала классической, как и сам
образ носильщика (а чаще — носильщицы) в круглой соломенной шляпе нон.
Географически территория страны делится на три части: северную — Бакбо,
центральную — Чунгбо (то самое "коромысло") и южную — Намбо. Именно в Бакбо
зародилась собственно вьетнамская государственность. Здесь же находится столица
Вьетнама Ханой, уже уступающий по числу жителей Хошимину (Сайгону).
Южная страна гор и рек — именно так называли Вьетнам северные соседи китайцы,
одновременно колонизаторы и учителя. На протяжении тысячи лет (до 938 года)
территория Северного Вьетнама находилась под китайским господством, отсюда и
многочисленные китайские заимствования во вьетнамской культуре, начиная с
производства шелка и заканчивая дворцовой и храмовой архитектурой. В Хюэ
(столица Вьетнама с 1804 по 1831 год) есть даже свой Запретный город. Вплоть до
ХХ века китайскую письменность и основанную на ней местную иероглифику (ном)
широко использовали в делопроизводстве, художественной литературе, при обучении
в школах и университетах. Однако не стоит полагать, что Вьетнам в культурном
плане представляет собою некий филиал Китая. Скажем так: для Вьетнама Китай, что
для Руси Византия. Культурный импульс чужой, но корни свои собственные! Даже
традиционный дракон изображался по?разному: у вьетов он больше напоминал
упитанного дождевого червя с собачьей головой, чем китайское чудовище о четырех
лапах с крылышками.
Не меньшее влияние на культуру Вьетнама и облик его городов оказали и французы.
С 1862 года их присутствие в стране стало постоянным. Кстати, изобретение
современного европеизированного вьетнамского алфавита относится не к
колониальной эпохе, а к XVII веку, когда французский миссионер-иезуит Александр
де Роде (Rhodes) решил упростить задачу христианизации широких народных масс
вьетов путем введения более демократичной формы письма на латинской основе. Для
европейцев вьетнамская письменность куок-нгы представляется вообще крайне
легкой, главное — освоить многочисленные тональности фонетики, обозначаемые на
письме определенными апострофами. При отсутствии у обучаемого музыкального слуха
сделать это, увы, не удастся…
Современную столицу Ханой еще недавно величали азиатским Парижем. Французов
здесь по?прежнему много, но приезжают они уже в качестве туристов. Это
ностальгическая мода, общая для всех бывших колониальных держав: всегда
интересно посмотреть на то, что когда?то было твоим владением. Храм Святого
Иосифа (Сен-Жозеф) с его двумя готическими башнями более подходит для
средневекового французского города, чем для столицы страны, лежащей между
тропиком и экватором. Ханой, как и его южный собрат Сайгон, гордится своим
архитектурным колониальным наследием, которое для молодых поколений никогда не
стареющего вьетнамского народа является своеобразной европейской экзотикой.
Китайский культурный пласт представлен в Ханое Храмом Литературы, основанном в
1070 году императором Ли Тхан Тонгом, и здесь же в 1076 году был открыт первый
во Вьетнаме конфуцианский университет. Вьетнам тогда назывался Дайвьет, а совсем
молодой еще Ханой — Тханглаунг ("город парящего дракона"). Династия Ли,
сделавшая Тханглаунг своей столицей в 1010 году, стремилась, с одной стороны,
освободиться от излишней привязанности к китайской цивилизации и поддерживала
интернациональный буддизм, а с другой — не могла отказаться от мудрых и
практичных конфуцианских доктрин. Те же тенденции прослеживались и при
императорах династии Поздних Ле (1428–1788 годы), старавшихся максимально
вьетнамизировать страну и при которых университет в ханойском Храме Литературы
достиг расцвета. О той эпохе напоминают 82 стелы с именами тех специалистов с
высшим образованием, которые успешно выдерживали проводившийся раз в три года
экзамен на звание доктора наук.
Всего в Ханое около 500 различных храмов, пагод и молелен. Самым крупным из ныне
действующих буддийских храмов является Посольская пагода Чуа Куан Су. Символом
Ханоя можно по праву считать Пагоду на одном столбе (1049 год). Отступавшие в
1954 году из Вьетнама французские колонизаторы напоследок совершили постыдный
поступок: они попросту взорвали древний памятник… Сейчас столб, удерживающий
пагоду над гладью маленького озерка, бетонный, что, впрочем, не смущает
многочисленных туристов, которые с воодушевлением фотографируются на фоне
главной ханойской достопримечательности.
Есть в Ханое храм, историю которого можно связать со сказкой "Золотой ключик".
По легенде, когда император Ле Лой, незадолго до этого разгромивший китайские
войска (1428 год) с помощью волшебного меча, катался на лодке по озеру на
окраине Ханоя, на поверхность всплыла огромная черепаха. Она схватила зубами меч
и утащила на дно, вернув богам оружие, которым они дали попользоваться
удачливому императору. С тех пор озеро, находящееся теперь в самом центре
вьетнамской столицы, получило имя Хоан Кием, то есть Озеро, хранящее меч. В
храме Нгок Сон на его берегу стоит "копия" той самой рептилии. Любопытно то, что
в этом водоеме до недавнего времени действительно встречались черепахи громадных
размеров, а посреди него высится башня Черепахи.
Недалеко от храма Нгок Сон расположено здание Национального театра кукол на
воде. Возникшее в простонародье, среди затопленных рисовых полей Бакбо,
искусство водного кукольного театра сначала было надолго забыто, а затем
неожиданно получило не только национальное, но и мировое признание. Посещение
театра дает возможность не только посмотреть оригинальное представление, но и
послушать национальную вьетнамскую музыку, в том числе и в исполнении
однострунного инструмента данбау — средневековой вьетнамской электрогитары (по
своему звучанию они практически идентичны).
Ханой славится своими музеями. С далеким прошлым страны и национальным
искусством лучше всего знакомиться в Историческом музее и Музее изящных
искусств. Кстати говоря, большой вклад в изучение ранней вьетнамской истории
внес русский археолог Виктор Голубев. Он эмигрировал из России в 1917 году, а в
1920?х годах провел ряд крупномасштабных исследований памятников Донгшонской
культуры бронзового века в бассейне Красной реки.
Из новых стоит отметить Этнографический музей, созданный при поддержке Музея
человека в Париже. Особенно привлекательна его экспозиция для тех, кто решит
отправиться из Ханоя на северо-запад, в горный район Сапа, примыкающий к
китайской провинции Юньнань. Он известен своими малыми народностями,
сохранившими традиционный быт и уклад.
Особняком стоит Музей и Мавзолей Хо Ши Мина. О состоянии дядюшки Хо (который
вообще?то завещал себя кремировать) следят специалисты Мавзолея Ленина. Раз в
год усыпальница в Ханое закрывается на "реставрацию", но смену почетного караула
понаблюдать в это время все?таки можно. Хо Ши Мин оставил о себе в народе не
самую плохую память, благо он сумел избежать бессмысленных массовых репрессий.
Поэтому ирония по поводу личности дядюшки Хо и мавзолея в частности неуместна.
Ханой считается городом более консервативным, чем Сайгон. Между ними
действительно есть определенные различия в облике и ритме жизни. Общим является
обилие мотоциклистов на улицах. За годы реформ вьетнамцы из нации на велосипедах
превратились в нацию на мотобайках. Сплошной поток мотоциклистов создает
проблемы при переходе улиц: это напоминает какой?то смертельный трюк. Однако не
все так страшно. Главное, пересекать проезжую часть медленно, и тогда
мотоциклисты заранее наметят траекторию объезда.
Вообще, Вьетнам довольно безопасная страна. Уровень преступности низок по
сравнению с соседями по Индокитаю. Правда, в крупных туристических центрах
появились карманники, однако размах их деятельности все же далек от
неаполитанского. К достоинствам Вьетнама следует отнести и дешевизну товаров и
услуг. Здесь пока отсутствуют Макдоналдсы, но в этом и нет особой нужды: сытный
обед в среднем обходится в пять долларов. Цены на лаковые миниатюры — от двух
долларов, на произведения более тщательной выделки — не менее пяти долларов. И
так во всем.
Настоящей жемчужиной Северного Вьетнама по праву является бухта Халонг в
Тонкинском заливе (Тонкин — еще одно из названий средневекового Ханоя). Дорога
из столицы до одноименного портового городка занимает около трех часов. Важно
отметить, что во внешне пуританском Вьетнаме Халонг — средоточие сомнительных
развлечений, скрывающихся за вывесками массажных салонов. Однако в сам город
туристы заезжают довольно редко: их путь в большинстве случаев лежит на пристань
круизных джонок, что в двух километрах от Халонга. От нее начинаются одно-,
двух- и трехдневные круизы по бухте Халонг с остановками на островах, посещением
сталактитовых пещер, а в летнее время — купанием на фоне потрясающих пейзажей.
Стоит подобное удовольствие 50 долларов в день с трехразовым питанием (кухня,
естественно, сугубо морская). Халонг в переводе означает "место, где дракон
опустился в воду". Любопытно то, что подобно ханойской черепахе Тортиле, кое?что
загадочное в водах Халонга действительно водится. По крайней мере, так
утверждают рыбаки и моряки. Есть ли в их рассказах доля истины или они
предназначены для привлечения туристов, сказать трудно. Чудовище, если оно
существует, может прятаться от людских глаз в одной из многочисленных карстовых
пещер какого?нибудь отдаленного острова. Так ли это, попробуйте проверить сами!
Если посчастливится, то привезете домой в качестве сувенира собственный снимок
вьетнамского Несси. А главное — сразу станете знаменитым!
Что ещё посмотреть:
Достопримечательности Вьетнама
Отдых во Вьетнаме
Курорты Вьетнама
Отели Вьетнама
Туры во Вьетнам
Погода во Вьетнаме
Фото Вьетнама
Столица Вьетнама
Поездка во Вьетнам
Виза во Вьетнам
Карта Вьетнама
2025 © Vietnam-Map.ru