Вьетнам
Удивительная страна: тут принято двери держать нараспашку, улыбаться даже
незнакомым и радоваться всем приезжим
A коготки-то у вьетнамского солнца острые! Даже ранним утром они чувствительно
царапают мою белую московскую кожу, которая смотрится здесь, как сырье,
подлежащее обработке. Я в Сайгонском аэропорту.
Вьетнам узкой полосой врезан в Тихий океан, этакий хвостик континента Евразия.
Жара. Радуюсь ледяному дыханию кондиционера в машине, пока не замерзаю. Тогда я
опускаю окно: мгновенно наполнившее салон "горячительное" меня больше не пугает
– это целебная ингаляция!
Едем по окраине Сайгона, направление – на курорт, дорога займет четыре часа.
Водитель вручает запечатанную – берегись подделок! – бутылку минеральной воды.
Во Вьетнаме ее продают на каждом шагу, вода – бесплатное приложение к разным
сервисам.
Осматриваюсь: вместо привычных автомобилей – тысячи, миллионы мопедов. Машин за
всю дорогу попалось всего штук десять – и те грузовики и автобусы, легковушек
почти нет. И правил дорожного движения нет тоже: мопеды (реже мотороллеры) едут
как угодно – по встречной, по диагонали. Между ними ловко снуют, перебегая
улицу, пешеходы, и наш водитель непрестанно давит на клаксон, сигналит,
предупреждая о вторжении крупногабаритного тела в этот хоровод людей и мопедов.
Если бы автомобилей во Вьетнаме было чуть больше, вой стоял бы невыносимый.
Остается позади Сайгон. Теперь по обочинам дороги тянутся лачуги, рисовые поля,
красные полотнища с желтыми звездами (государственный флаг) или с абсолютно
нечитабельной латиницей. Социалистические лозунги конкурируют с
капиталистической рекламой – однако и того, и другого в меру. Россия почему-то
всегда завешана этими средствами наглядной агитации?– будто надо прикрыть срам
голого пространства. Во Вьетнаме пространство просматривается до линии
горизонта, как на море.
Лес и дома по сторонам дороги сменяются редкой растительностью и какими-то
низенькими постройками. Стоп, а где же джунгли? Ну да, "орандж", дефолиант,
которым американцы полили Вьетнам. Я старательно накапливаю вопросы. Почти на
все из них я получу ответы за 15 дней своего пребывания в этой стране.
Впечатление первых часов: "Куда я попала?", последних: "Как бы это перебраться
во Вьетнам? Навсегда. Ну ладно, на полгодика... А уж отдыхать зимой – точно
сюда".
Вот и курорт Фантхьет. Он же – Муйне. Путаница от того, что туристическая зона
расположена между городом Фантхьет (или Фантьет) и рыбацким поселком Муйне.
Курорт именуют то так, то эдак, с произношением тоже все непросто. Пишется Phan
Thiet, но вьетнамская латиница обманчива: h – это мягкий знак.
Алфавит западного мира сюда завез в XVII веке французский иезуит Александр де
Род, но только в начале ХХ века вьетнамцы отказались от китайских иероглифов в
пользу европейского письма, обросшего значками.
С названием курорта, на котором я провела вторую неделю, еще сложнее: пишется
Nha Trang (осевшие тут иностранцы так – добросовестно, по буквам – и
произносят), а читается Нячанг, по-южновьетнамски. Tr – это "ч". Поначалу я
думала, что это разные места. Сами вьетнамцы – северяне и южане – нередко не
понимают друг друга, одни и те же буквы читаются по-разному, да и слова разные.
Путеводители и сайты тоже путаются.
Границы туристической зоны, напротив, очерчены ясно: роскошные отели, их уже
более 100, и строят все новые, соревнуясь в роскоши. Два года назад Вьетнам
открыли для себя российские туристы, за последний год число их увеличилось в
десять раз. И поток будет только увеличиваться, до тех пор, пока не взвинтят
баснословно дешевые цены.
А пока экономика растет фантастическими темпами, огромные иностранные
инвестиции, открытость страны, стабильность валюты (доллар неизменно равен 16
тыс. вьетнамских донгов), частная собственность, свобода и легкость
предпринимательства. Страна на подъеме – это и в атмосфере чувствуется.
Главное, как и везде, люди, остальное – производные, а вьетнамцы – одна из
самых молодых наций.Говоря "молодая", я имею в виду нацию как самостоятельный и
осознанный организм. Вообще-то вьетнамская государственность ведет отсчет с VII
века до н. э. Но начиная с I века нашей эры 900 лет длился период "северной
зависимости", Вьетнам был придатком Китая. В начале XVII века государство
раскололось на два феодальных владения – на севере и юге. А с конца 1860-х
Вьетнам почти на столетие стал французской колонией. Потом Хо Ши Мин совершил
революцию, но в 1964–1965-м сюда вторглись американцы и за 10 лет практически
уничтожили страну. Я видела какие-то фильмы, что-то читала, но чтобы реально
представить себе происшедшее, надо здесь оказаться.
Югу более или менее повезло. Я рассматривала карту Вьетнама, на которой
обозначены зоны, политые дефолиантами – один, два, три раза. Единственными
не обработанными "обезлистевателем" местами оказались курорты Юга, американцы
сами там отдыхали. А джунгли, в которых держали оборону партизаны, методично
превращали в пустыню. Буйная растительность – несокрушимый бамбук, лепешки
банановых листьев, шевелюры кокосовых пальм, хлебных деревьев, красные соцветия
акаций, могучие манго и низенькие розетки ананасов – все было раздето догола, а
скрывавшиеся в зелени вьетнамцы разбомблены.
На один район под Сайгоном, где жили 40 тыс. человек, американцы сбросили 40
тыс. тонн бомб – по тонне на человека. К счастью, юг бомбили выборочно.
Выстроенный французами центр Сайгона уцелел. Кое-какие особняки остались и в
Фантхьете.
Бомб на маленькую страну было сброшено больше, чем за всю вторую мировую.
Миллионы людей погибли, выжившие бросились рожать детей – по 6–7 на семью. Жили
впроголодь, школ не хватало, но рожали, чтобы восстановить популяцию. К ужасу
своему вскоре обнаружили, что дети рождаются уродами – без рук, без ног, без
лиц. "Орандж" вызывает генетические мутации в следующем поколении. Теперь в
общественных местах стоят прозрачные кубы, туда бросают деньги – в помощь
жертвам "оранджа". Компенсацию им американцы до сих пор не заплатили, но
вьетнамцы не теряют надежды.
Ненависть – не их народный инструмент. Они не станут взрывать, стрелять,
мстить, превентивно резать белых людей на улицах. Они добились победы, и теперь
США – главный рынок сбыта вьетнамских товаров. Американских туристов здесь
пока больше, чем прочих, но русские и японцы скоро догонят их и перегонят.
Здесь всегда и всем улыбаются. Не дежурно, а из дружелюбия. По любым отдаленным
трущобам можно бродить без тени опасений. Встречные на улице машут тебе и
радостно кричат "хэллоу". Единственное иностранное слово, которое они знают. Они
рады всем.
Иностранец – это тот, кто приносит в страну деньги, знания, культуру –
что-нибудь, да приносит. А туристы из Америки – это ведь не те, кто хотел
стереть Вьетнам с лица земли, это мирные люди. К тому же президент Билл Клинтон
приезжал во Вьетнам в 2000 году, чтобы открыть новую страницу в отношениях между
двумя странами.
Детей удалось родить столько, что сегодня больше двух иметь запрещено. Вернее,
не так: те, кто работает в государственном секторе, рожая третьего, лишаются
премий, льгот, медицинской страховки. Государство отказывается кормить больше
двух детей на семью, у него на это денег не хватает. И сегодня в семье
бюджетников чаще всего один ребенок (на частный сектор ограничения не
распространяются). Одному можно дать образование в платной школе, потом
отправить учиться в американский университет. Вьетнамский ответ на еще свежую в
памяти войну – стремление стать развитой, богатой, технологичной страной.
Вьетнам – второй в мире после Таиланда экспортер риса, второй после Китая –
одежды и обуви, второй после Бразилии – кофе. И первый – кешью и черного перца.
Кофе я купила – никогда не пила столь вкусного, крепкого, с шоколадным
привкусом. Какао-бобы тоже растут. Эти культуры привезли во Вьетнам французы.
Французской колонией страна была с 1860-х по 1954 год. Отношение к тому периоду
у вьетнамцев разное. Одни сопоставляют это время с американской агрессией,
потому что местных жителей французы использовали как рабов, ничего не давали,
только брали. "Как же ничего? – говорю я собеседникам. – А дороги, которые они
построили, а виноградники, которые они разбили, а кофе-какао, а архитектура?
Ведь все это осталось, с собой не унесли?" – "Ну и что, – отвечают мне. – Зато
после их ухода 97% населения были неграмотны и жили в полной нищете, а сейчас –
97% – грамотны". Нищеты, правда, много. Средняя зарплата – 50–60 долларов в
месяц, порог бедности – это если семья из 4–5 человек имеет доход меньше 500
долларов в год. Но каждый новый день приносит каждому человеку лишнюю тысячу
донгов. Важно, что все время плюс, а не минус. Во Вьетнаме я была
мультимиллионером (1 млн 600 тыс. донгов – это 100 долларов).
Есть и те, кто благодарен французам: построили много, избавили от чумы и оспы,
открыв в Нячанге Пастеровский институт и наладив вакцинацию. Имя Пастера носит
центральная улица Сайгона. Одежда, обувь, мебель – все что делают вьетнамцы?–
дивной красоты. Свое, но с прививкой французского вкуса. Ну и колониальный
стиль, конечно, с удовольствием воспроизводимый теперь.
В сфере туризма в ходу французский менеджмент. Я ужинала в отеле Sun Sea, где
владелец и менеджер – французы. Отель получился случайно. Врач продал во Франции
свою клинику и открыл две – в Ханое (столице) и Сайгоне (самом большом, богатом
и красивом городе страны). Потом купил в Фантхьете участок земли под виллу, но
зону вдруг объявили туристической: ничего, кроме отелей, на берегу моря строить
нельзя.
Вот и пришлось открыть маленький отель. Он никогда не пустует: сюда едут
французы и европейцы, живущие и работающие в Сайгоне. Их немало. Почему
переезжают жить во Вьетнам? Менеджер Sun Sea Дидье работал прежде в химической
лаборатории, работа надоела, жизнь французская, одна и та же изо дня в день со
своими строгими правилами. В конце концов это так утомило, что он уехал во
Вьетнам. Здесь – свобода, возможность развернуться, океан, тропики, а цены
копеечные...
Дидье построил виллу, открыл ресторан в Сайгоне, потом другой. Так и стал
частицей экономического и психологического подъема Вьетнама. Оставаясь
французом. Здесь ни от кого не требуют выучить язык, сдать экзамены, никто не
смотрит на приезжего как на оккупанта. Наоборот – приехал и что-то делаешь?
Спасибо! В итоге французские вина в здешних ресторанах дешевле, чем в московских
магазинах.
Во Вьетнаме – социализм. И здесь отчетливо понимаешь, что в XXI веке "измы"
больше ничего не значат. Партия одна, коммунистическая, но выборы (как раз
происходили, пока я там была) реальные. Выбирают депутатов из списка, кому кто
ближе – от бизнеса, от управленцев, от аграриев. В коммунистическую партию
вступают те, кто делает госкарьеру. Фактически государство – это регулятор.
Скажем, сначала иностранцам вообще не позволяли покупать здесь недвижимость, с
1989 года разрешили брать в аренду на 49 лет. Потом можно продлить или продать.
Формально иностранцу не разрешается иметь частную собственность, передающуюся по
наследству. Но тамошние иностранцы уверены: будет и это. Государство
заинтересовано в инвестициях, и они растут как на дрожжах.
Правда, государство и для вьетнамских граждан – сильнее собственника и выше его
прав. Понадобится построить очередную туристическую зону или дорогу – и снесут
твой дом. Но компенсируют расходы на постройку нового. Дело не в социализме, а
в том, что жизнь еще форматируется. На ввоз автомобилей, например, установили
такие пошлины, что только сверхбогатый человек может купить машину, потому их и
нет на дорогах, кроме немногочисленных такси и служебных. План таков: до 2010 г.
расширить дороги, построить развязки и тогда опустить цены. Если сделать это
сейчас?– дороги превратятся в сплошные пробки.
Вьетнамские богачи на вид неотличимы от простых вьетнамцев. Одеты и ведут себя
примерно так же, только более ухоженные. Один продал свое рисовое поле и
построил виллу за миллион долларов. Теперь стоит возле нее и продает газеты. А
что делать, не на диване же лежать? Он – крестьянин, в городе ничего не умеет,
вот и торгует себе.
Торгуют чуть не все: бесконечное количество лавочек, ресторанчиков, по пляжам и
улицам ходят женщины с корзинами – предлагают свежих лобстеров, жемчуга,
солнцезащитные очки, массаж, фрукты... В Нячанге по тротуару над пляжем
разъезжал юноша на велосипеде. На голове поднос – гора пирожков с манго и
бананами. При этом он умудрялся вертеть головой и нахваливать свой товар. Поднос
почему-то не падал.
Уличные торговцы не пристают к тебе, предлагают свой товар так, что хочется
купить у них что-то, просто чтоб помочь. Попрошаек можно встретить только у
пагод, и то – одного-двух . Чаевых здесь никто не выпрашивает, а если получают –
одинаково благодарят за копейку и за рублик, в смысле – донг и доллар. Это не
Индия, и не Египет.
Кроме пагод во Вьетнаме есть католические храмы, мечети и сугубо вьетнамские
культовые сооружения и алтари. Разговариваю с Хиен, она училась в России,
отлично владеет русским, жалуется только, что ни одного словаря и учебника
сейчас не купишь. Русский не преподают нигде, Россию вьетнамцы только начинают
открывать для себя заново, через туристов. Спрашивают меня по-английски (язык
молодого поколения, по-французски говорят только старики): "Откуда?"?– "Из
Москвы". – "А где это?" – "В России". Не знают. СССР знали все, потом –
провал... Хиен – атеистка, член компартии. Поэтому, объясняет она, в пагоду
ходит "не для веры, а для души". Дома у нее всего три алтаря, у верующих – пять.
Зачем же алтари, если атеистка? Ну, один посвящен памяти предков, на нем стоят
их фотографии, другой посвящен Небу, третий – Будде кухни, на нем горит огонек,
чтобы в доме всегда были тепло и вода. У настоящих буддистов еще и алтарь
богине-спасительнице, уберегающей от смерти, и Будде земли, потому что каждый
участок земли имеет своего Будду, объясняет Хиен.
С энтузиазмом рассказывает, как на Новый год (по лунному календарю) она готовит
угощение для умерших предков. Предков приглашают в гости на предновогоднюю
неделю, каждый день ставят им угощения и выпивку, и кладут на алтарь цветную
бумагу, символизирующую одежду.
По завершении новогодних торжеств духов провожают обратно, сжигая все, что было
для них приготовлено. Через огонь все это добро попадет в мир иной. "Значит, вы
верите в загробную жизнь?" – не понимаю я. – "Нет, я же атеистка". – "А в
бессмертие души?" (Зачем душе еда и одежда, правда, неясно.) – "Нет, что вы, это
просто наша традиция – приглашать на Новый год духов предков. Не для веры, для
души".
Календарей во Вьетнаме два: обычный – для общественной жизни, чтоб совпадал с
международным, и лунный – для души. По нему ходят в пагоду, сажают растения и
ловят рыбу. Рыбаков здесь полно, на их лодках спереди нарисованы глаза. В Муйне
они призваны отпугивать морских драконов и привидения, в дельте Меконга – их
изображают для устрашения крокодилов, которых давно в реке нет. Значит, духов
крокодилов?..
Хиен ведет меня в храм китов в городе Фантхьет. Кит – это бог рыбаков. Атеисты,
буддисты или католики, в божественность китов все рыбаки верят поголовно. В
храме даже висит указ вьетнамских императоров о признании китов богами. На
алтаре?– тоже кит.Правда, он изображен в виде мужчины с длинными черными усами и
бородой-косичкой, зато за ним – настоящий остов кита, 22 м длиной. Этого гиганта
нашли на берегу в 1758 году и весил он 65 тонн. Отвалившиеся от скелета кости
бережно сложены в большие горшки. Рядом с храмом – кладбище: нашедший мертвого
кита считается его сыном и обязан похоронить своего "родителя". Через два-три
года останки кита выкапывают и помещают в храм. Для туристов храм именуют
музеем, чтобы не пугать.
В Фантхьете есть пагода, где поклоняются Человеку с Красным Лицом. Так прозвали
чиновника, жившего в III веке и сделавшего много хорошего для народа. Его
возвели в ранг бога. Боги – это те, которые помогают, спасают. Киты – боги для
рыбаков, они не раз спасали лодки от штормов и акул.
Перед Человеком с Красным Лицом вьетнамцы стоят на коленях и бросают сначала
деревяшки, а потом палочки. Это гадание. Если половинки деревяшки падают
определенным образом, это означает, что божество соглашается дать ответ на
вопрос. Теперь можно перейти к пронумерованным палочкам. Полученное в результате
их бросания число и будет ответом, за расшифровкой которого надо будет пойти к
гадателю.
В соседней пагоде поклоняются двенадцати богиням: они помогают родить ребенка и
покровительствуют детям до 12 лет. В пагоду заходят пионеры в красных галстуках,
молятся. Выпрашивают хорошие отметки? Есть во Вьетнаме и скауты, и "внесоюзная"
детвора. Это по желанию, хотя одного желания недостаточно?– красный галстук
нужно заслужить хорошей учебой и поведением.
Вьетнамцы чрезвычайно суеверны. На все у них имеется примета: в новый дом зашла
собака – это хорошо. Ведь она говорит "гау-гау", по-вьетнамски означает
богатство. Зашла кошка – плохо: "мяу-мяу" значит "бедный". Пошел дождь перед
отъездом (и в любой момент перемены) – добрый знак. Так же, помнится, считалось
и у нас раньше.
Я как раз застала сезон дождей. Даже два – на двух курортах, расстояние между
ними всего 250 км – сезон дождей приходится на разное время. В Фантхьете – с мая
по октябрь. (По крайней мере, так было раньше, когда климат на Земле был
пунктуален. Тогда сезон дождей начинался короткими дождями по ночам, потом дождь
шел с утра, потом днем и длился подольше, наконец, вечером, и опять ночью. На
этом все заканчивалось. Работало как часы). Теперь – никаких закономерностей. То
зарядит на двое суток, то ни капли.
Я прожила с дождем в общей сложности дня четыре. Сидела на открытой террасе
отеля и смотрела, как с крыши (почти все отели Фантхьета – домики в виде пагод)
текут струи воды. Не поток, а ровненькие стеклянные нити. Наверное, дождь,
стекающий с таких крыш, и стал прообразом стеклянной лапши. Сидели, как я,
смотрели и придумали подражание дождю.
И хайку возникли, наверное, так же, в дождь, когда сидишь на веранде и
созерцаешь. Это не тот дождь, при котором ежишься от холода и баррикадируешься в
помещении. Во Вьетнаме стены – не от стихий, а скорее от посторонних глаз. Но и
чужие взгляды, впрочем, не всегда мешают: выбираясь из туристической зоны "в
город" (Фантхьет), я замечала, что двери почти всех домов открыты. Внутри видны
алтари, а сами обитатели сидят на улице и едят. В помещении, без посторонних
глаз, есть скучно. Или лузгают, как семечки, малюсенькие, с полноготка, ракушки,
которые продают кульками. Как вьетнамцы оттуда выковыривают мякоть?– нам не
понять. Такое впечатление, что и зрение у них острее и пальцы тоньше наших.
Вьетнамцы и вправду меньше, чем мы, очень худенькие. И собачки у них как бы
уменьшенные, и кошки (держат, несмотря на приметы). Зато жуки майские – с
воробья. А медузы – с коровью лепешку. Во время дождя я любила сидеть и
смотреть, как у океана изо рта идет пена, и время от времени он плюется
медузами. Потом подошла к кромке прибоя, рассмотрела валяющихся на песке медуз –
будто из рисовой муки вылеплены, но ужасно несимпатичные, тесто комом. Китайцы
их едят, вьетнамцы – нет.
Знакомство с вьетнамской кухней неизбежно заканчивается для вас приступами
ностальгии. Со мной так и случилось. В первые дни после возвращения в Москву вся
еда казалась мне безвкусной и какой-то... синтетической. Я даже купила
замороженных креветок (вьетнамских), кокосовые сливки (других ингредиентов
просто не нашла) и попыталась соорудить жалкое подобие главного национального
блюда – ляу. Это такое вьетнамское фондю из рыбы, морепродуктов, тонких рисовых
блинчиков и трав. Все это свежевыловленное и свежесрезанное.
В первое путешествие за пределы турзоны я удивлялась обилию детских кафе, пока
не догадалсь, что кафе эти вовсе не детские, просто для вьетнамцев избыточна
мебель привычных нам размеров. Столики и стульчики – как детские. Но они и в
душе – дети.
Поехала на экскурсию на озеро, смотреть, как цветут лотосы. Смотрю?—?что-то мало
их. Девочка ходит по воде и срывает цветы. Нарвала букет и подарила мне.
Сопровождавшей меня Хиен это казалось совершенно нормальным: сорвать, чтоб
подарить. А то, что лотосов не останется, и туристам не на что будет любоваться,
когда они сюда приедут?– это вроде и неважно.
Ничего – полюбуются на озеро и окружающие его дюны. Белые как снег, во время
дождя они становятся черными – в песке титан. Фантхьетцы титаном гордятся. Его
даже кустарным способом собирают (песок, что ли, просеивают?) и относят на
завод. Во Вьетнаме каждый может торговать дарами природы без всяких разрешений и
налогов: она принадлежит всем.
Неподалеку от белых дюн есть красные, там гора расщепилась, внутри она
ярко-красного цвета. С дюн можно скатываться, мальчишки предлагают купить у них
картонку под задницу. Экскурсии в Фантхьете в основном связаны с природой,
истории осталось немного – разве что чамские башни VIII века. Их возвел народ,
населявший в древности юг Вьетнама. Чамы по сей день совершают обряды в своих
башнях. У них матриархат: девушка приходит в дом жениха, уводит его, он берет ее
фамилию. Она – глава семьи, занята домом и детьми, он – зарабатывает деньги, что
считается делом небольшой важности. Чамы индуисты, кроме того верят в духов.
Буддизм сюда пришел с двух сторон – из Индии и из Китая (в разных версиях), из
Китая – вкупе с конфуцианством и даосизмом. Все это перемешалось, и получилась
вьетнамская религия, она же философия жизни, многовековая традиция, к которой и
социализм, и рыночная экономика должны пристраиваться.
Чамских башен в Фантхьете, как и в Нячанге – три. Рядом стоят большая (женская),
маленькая (мужская) и детская. Справа от них – три разные пагоды, слева –
обелиск павшим воинам в советском стиле. Символическая картинка.
На склоне – кладбище, похожее на парковый аттракцион "страна в миниатюре":
надгробья в виде домиков, вилл с колоннами, пагод, на них, как и на буддийских
храмах, нарисована свастика, поначалу шокирующая европейцев (но тут о фашизме и
не слыхали). А по соседству – католические могилы с крестами. Кажется, что
кладбищ очень много, потому что все они в чистом поле, без заборов. Хоронят и в
пагодах, где стены уставлены до потолка урнами с табличками, и прямо на своих
рисовых полях.
В Муйне приезжают любоваться лодками и кораблями. Корабли красочные, круглые
лодки похожи на плетеные лукошки, они легкие и, говорят, устойчивые во время
шторма. В Муйне и земля необычная, покрыта плотным слоем ракушек всех цветов
радуги – желтыми, фиолетовыми, красными, черными, оранжевыми, рябенькими. По ним
важно переступают птицы экзотического вида – оказывается, просто куры, совсем не
похожие на наших.
Фантхьет-Муйне – курорт "деревенский". Выбирая куда ехать – сюда или в Нячанг,
выбирают тип отдыха: наедине с природой или в городе, где много развлечений и
магазинов. Курорт возник случайно: одиннадцать лет назад во время полного
солнечного затмения, астрономы со всего мира съехались наблюдать его в Фантхьет.
Для них построили первый отель, и курорт быстро разросся. Десяток лучших отелей
– это Вьетнам будущего: роскошные парки, оригинальная архитектура в национальном
стиле, рестораны, спа, бассейны, зрительно сливающиеся с морем.
Четырехзвездочные отели – Sea Horse, Victoria, Coco Beech, Phu Hai, Romana, Cham
Villas – кажутся верхом совершенства. Каковы же тогда во Вьетнаме "пять звезд"?
В Нячанге есть несколько пятизвездочных гостиниц. Две занимают каждая по
острову. Evasion?– это все, что только может нарисовать воображение, озабоченное
понятием "люкс". Номер – две виллы, далеко отстоящие от других в парке-джунглях,
с собственным бассейном, сауной, пляжем, электромобилем, катером, велосипедом
(чтобы добраться до ресторана, библиотеки, винного погреба, бара). Что говорить,
Вьетнам старается.
Недостаток Нячанга – грязное море (поблизости в него впадает река) и улица,
отделяющая линию отелей от моря. Потому люксы и строят на островах. На
"континенте" только один отель, выходящий на море – Ana Mandara (5 звезд, входит
в двадцатку лучших отелей Азии). Надо ли говорить, что постоянные клиенты этих
отелей – граждане России?
Наши соотечественники поскромнее выбирают островной отель Vinpearl Sofitel
(5*). С берега туда попадают по канатной дороге, построенной французами.
Говорят, ее должны занести в Книгу рекордов Гиннесса как самую длинную канатную
дорогу над морем. Опоры, к которым крепятся тросы, сделаны в виде Эйфелевых
башен.
Нячанг – самый старый, статусный и большой вьетнамский курорт. Здесь не услышишь
стрекота цикад под окном, дикого хохота лягушек, нет кайт-серфинга, как в
Фантхьете, потому что бухта, нет таких ветров (в Фантхьете проводят чемпионат по
кайту), зато есть лечебные грязи и мерный гул мопедов.
Рассматриваю, как одеты местные жители. женщины в брюках, потому что ездят на
мопедах? Или потому что национальный костюм – шелковые штаны с блузкой,
застегивающейся почти как корсет, а от талии ниспадающей двумя полосами спереди
и сзади? Это наряд и вечерний, и деловой (женщины в европейских костюмах
встречаются только в международных отелях и офисах) – завораживающе красивый.
Невероятный контраст ему составляет простецкое облачение торговок: брюки, носки
"с пальчиками", шлепанцы-вьетнамки, закрытая кофта, перчатки, маска на лице и
традиционная конусообразная шляпа – ни один участок тела не должен быть открыт.
Вьетнамки боятся загореть – в моде быть светлокожей, а солнце здесь такое, что
за полчаса ты прожариваешься полностью, как на гриле. Это я поняла. Единственный
вопрос, который мне не удалось выяснить до конца: зачем они надевают маски? Если
это защита от палящего солнца, почему тогда их не снимают даже на закате? Если
от соли – вблизи от моря – и от вечной пыли на дороге, почему я видела девушек,
сидящих в масках в салоне самолета?
Идешь по Нячангу – на центральной улице парикмахеры. Повесил на стену зеркало,
поставил столик, купил ножницы – работа началась. Подкопит денег – откроет
салон. В молодой вьетнамской жизни можно зарабатывать, не имея никакого
стартового капитала, да и откуда его взять? Здесь никто не распределяет по
друзьям нефть и газ, а самые роскошные виллы принадлежат отнюдь не чиновникам.
О неприятном. Я поражалась, слыша, как некоторые наши туристы сетовали на
недостаток "цивилизованности". В порядке национальной самокритики: если слышишь
крики на всю гостиницу – это наши, если кто не понимает, что по-русски здесь не
говорят – это тоже наши. ("Я им русским языком, а они молчат как в зоопарке!" –
громко жаловалась соседка по отелю.) Если кто-то, напившись, танцует на столе –
и это, к сожалению, наши соотечественники.
Для таких в Фантхьете есть большой отель. Его владелец Вася и колонны построил,
и лепнину на потолке смастерил, и рога повесил по стенкам, и фотографии "Битлз",
и искусственные цветы, и сувенирные тарелки, и люстры югославские, и лапти, и
Пикассо, и жостовский поднос... В ресторане, при желании, и водки хоть залейся,
и борщ подадут. Но кофе – жижа, как в советском общепите. Этот "разлюли-малина"
стиль уже и в Москве не так просто найти. Но Вася уехал из России давно.
В Нячанге сезон дождей – с сентября по конец ноября. Я была в мае, и 2 дня кряду
лил дождь – такое случилось впервые. Погода, как и во всем мире, сошла с ума. Но
с декабря по март – пока что гарантированно везде во Вьетнаме – лучший сезон. Не
так жарко (апрель и май – самые жаркие месяцы) и нет дождей.
Зимой-то я туда и собираюсь поехать снова. Пока держится столь фантастическое
сочетание цены и качества (в январе 2007 года Вьетнам вступил в ВТО, так что
цены постепенно будут "выравниваться"), пока на пляжах не тесно, пока идет этот
фантастический взлет, за которым так интересно следить. Хочется надеяться, что
вьетнамцы не испортятся, и не придут к ним эпидемии нашего века – бомбисты, уже
появившиеся в Таиланде, и межнациональные распри, которые оспинами изъели почти
всю планету. Пока все проживающие во Вьетнаме шестьдесят национальностей
улыбаются и всем рады.
В Нячанге на вершине горы стоит большая статуя Будды. На постаменте – портреты
монахов, которые ритуально сожгли себя для того, чтобы Вьетнам победил Америку.
Местные жители уверены, что именно жертвоприношение принесло победу в войне.
Они живут в волшебном мире, эти 85 млн человек, расположившиеся на узкой полосе
суши. И каждый год их становится почти на 1 млн человек больше. Их национальный
возраст можно определить по тому, сколько поколений предков знает простой
вьетнамец (у потомков королевских фамилий, понятно, записаны все ветви
генеалогического древа). Обычно знают бабушку и деда. А дальше – безымянная
тишина. Они были рабами на благодатной земле, завладеть которой хотелось многим.
Но теперь вьетнамцы не отступятся от своего будущего: пальцы у них цепкие, душа
созрела.
…В Сайгонском аэропорту я влилась в толпу белых людей. Они (мы) показались мне
такими странными, нескладными, как динозавры
Что ещё посмотреть:
Достопримечательности Вьетнама
Отдых во Вьетнаме
Курорты Вьетнама
Отели Вьетнама
Туры во Вьетнам
Погода во Вьетнаме
Фото Вьетнама
Столица Вьетнама
Поездка во Вьетнам
Виза во Вьетнам
Карта Вьетнама
2025 © Vietnam-Map.ru